Памятник "Орлёнок" на Алом поле


АЛЕКСАНДРОВ Евгений Викторович
Архитектор Е.В. Александров
Авторы: 
снимок Владимира Белковского
Лев Головницкий. Фотография В. Белковского
скульптор Л. Н. Головницкий,  
архитектор Е.В. Александров.
  
Монумент установлен при входе в парк Алое поле на пересечении проспекта им. В. И. Ленина с улицей Красной.
Открыт 29 октября 1958 в день 40-летия комсомола. Посвящён комсомольцам–героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале. 


С инициативой создания памятника выступили комсомольцы и молодежь Советского района Челябинска (они же собирали средства). Молодые челябинцы предложили перевести в монумент широко известную станковую скульптуру Головницкого “Орлёнок”, которая экспонировалась на выставках (1957 – Москва, 1958 – Брюссель, 1967 – Монреаль), – обобщённый образ героя Гражданской  войны. 
Бронзовая фигура памятника (4 м выс.) отлита на заводе “Монументскульптура” в Ленинграде.
 Постамент облицован полированным красным житомирским гранитом. 
Образу легендарного героя Гражданской войны Лев Головницкий придал убедительные черты. На мальчишке вещи взрослого человека: папаха с лентой, башлык, шинель до пят, непомерно большие сапоги. Тяжелая военная одежда создает контраст с юным телом и детским лицом, помогая донести до зрителя героико-романтич. черты той эпохи. В отличие от прежних вариантов несколько изменен скульптурный силуэт. Он получил законченность, стал более ритмичным, стройным. Изменилась и лепка лица Орленка. Оно выглядит более мужественно  и внутренне напряжённее, сохраняя вместе с тем черты мальчишечьего  характера.
Лев Головницкий.
Фотография В. Белковского
 Автором по-новому разработано положение рук и ног статуи, в частности открыта левая нога, отчего фигура приобрела большую устойчивость. Одновременно  более резкими складками на полах шинели усилено впечатление ветра, обвевающего Орленка. Это внесло дополнительные черты революционной романтики и музыкальности в образ героя. 
Простое монументальное решение приподнять Орленка над постаментом невысокого гранитного пьедестала производит впечатление известной строгости и собранности. 
Став неотъемлемой художественной  достопримечательностью города, памятник вошел в число лучших монументальных произведений отечественной скульптуры. 
За его создание, Головницкий в 1967 был удостоен премии им. Ленинского комсомола. Памятник “Орлёнок” изображен на наградном знаке, которыйрый в 1967–90 вручался лауреатам областной премии “Орлёнок.

Гранитный постамент украшают памятные надписи. На передней плоскости -"Орленок", чуть ниже - "Комсомольцам - героям Октябрьской революции и Гражданской войны на Урале", на тыльной стороне - "Установлена комсомольцами и молодежью Советского района г. Челябинска в день 40-летия ВЛКСМ 29 октября 1958 года". 
Долгое время существовало мнение, что идея памятника почерпнута из песни Я. Шведова и В. Белого "Орленок". Но эту версию опроверг сам автор памятника. В сражении на Курской дуге погиб его родной брат Георгий. Скульптор понимал, что имя брата известно только узкому кругу лиц. Поэтому он решил поставить памятник представителю юного поколения, вставшему на защиту и погибшему во имя Родины. Как вспоминал Лев Николаевич, обобщение, образ, название пришли позже, сначала были мысли о брате, обо всех молодых, погибших на войне.

В. В. Гейль 

Список литературы по теме
можно узнать здесь


О творчестве Льва Головницкого
можно узнать здесь или в материалах СМИ:

Устоявшие памятники Льва Головницкого  (С. Белковский. Челябинский рабочий)
Искусство создавать память (Е. Соломатина, МК-Урал)
Не отрекаются, творя... (А. Золотов, Магнитогорский металл)
Каким его помню (А. Золотов, журналист, книгоиздатель)

О творчестве Евгения Александрова можно узнать здесь или в материалах СМИ:
Три музы Евгения Александрова (Челябинский рабочий)
Три вопроса о частной жизни (Челябинский рабочий)
Вариант Александрова (М. Фонотов, Челябинский рабочий)
Автору "Ивану Сусанина" (Челябинский рабочий)
Классик (М. Фонотов, Челябинский рабочий)
Прощание с зодчим (М. Фонотов, Челябинский рабочий)