Здание Правительства Челябинской области. Покровская (Перцовская) церковь


На пересечении ул.Коммуны и ул. Цвиллинга расположено здание Правительства Челябинской области.
Здание является визитной карточкой архитектуры города. Построено по проекту инжиниринговой компании «Пионер», в классическом стиле в 2003-2005 годах. Здание имеет 5 этажей.
Общая площадь - 5.355,7 кв. метра.


 Авторские фотографии участников игры "Знай и люби Челябинск" здания  Правительства Челябинской области можно посмотреть здесь или внизу блога.


На этом месте располагаласьЦЕРКОВЬ ПОКРОВСКАЯ (Покрова Пресвятой Богородицы) при духовном училище,  примыкавшего с севера к территории Одигитриевского женского монастыря. 
Акварель Ю.П. Данилова
Покровская церковь при мужском духовном училище, 1872 г.

Была построена в 1870–72 на средства купца 1-й гильдии П. И. Перцева (почетного блюстителя училища), в связи с чем получила известность среди горожан как Перцевская церковь. 
Имела 2 престола в одном алтаре: южный – во имя Покрова Пресвятой Богородицы (освящен 27 авг. 1872) и северный– во имя 3-го обретения главы Иоанна Крестителя (освящен 10 сент. 1872). 
Младший инженер, надворный советник Дунин, строивший Покровскую церковь, так отозвался о ней: “При различных недостатках и неправильности утвержденного проекта построена по всем правилам строительного искусства... прочно, устойчиво, тщательно, добросовестно и даже в некоторой степени изысканно”.
 Петровская площадь и Покровская церковь.
Сканировано с открытки издательства "Крокус" 2005 г
 Представляла собой 5-главый храм с центральной главой, возвышавшейся на 2-ярусном световом барабане. Центральные оси фасадов акцентировались 3-лопастными завершениями с оконными проёмами круглой и ромбовидной форм. Аналогично были решены навершия наличников высоких прямоугольных окон.
 Колокольню, 2 яруса которой возвышались над объемом притвора, венчала крупная глава. До 1875 церковь существовала как приходская, с  1875  стала училищной. По штатам при ней полагались 1 священник и 1 дьякон. В храме имелась икона с частицами мощей Св. Иоанна Предтечи и Святого апостола Андрея Первозванного, пользовавшаяся особым почитанием у верующих. С закрытием духовного училища (1919) Покровская церковь стала приходской. Закрыта в августе 1923. 
Покровская церковь.Сканировано с 
открытки издательства "Крокус" 2005 г
Н. М. Чернавский сохранил в своих записях хронику дальнейших событий: “В сентябре сняты были с нее купола, а с ноября того же года здесь нашел себе приют спортивный клуб “Олимпия”. Летом 1925 г. с церкви сняты были главы и колокольня, а также были убраны крупные столбы (раньше разрушенные) против западных и южных дверей”. Здание церкви было снесено в 1926 при реконструкции ул. Коммуны и здания духовного училища под административное (1937, по проекту арх. О. П. Ишукова и Б. Петуниной).

ПЕРЦЕВ Петр Иванович

Перцев Петр Иванович (1818 – дата смерти неизвестна), челябинский купец (в разные годы 1-й и 2-й гильдий), потомственный почетный гражданин, меценат. Образование получил в Ярославском уездном училище (1834). Активно занимался благотворительностью. С 12 мая 1866 по 15 июня 1871 почетный попечитель Челябинского приходского училища. С 11 дек. 1868 почетный блюститель Челябинского духовного училища. За принятие на свое иждивение 2 воспитанников 24 марта 1869 получил благословение Святейшего Синода. 7 апреля 1870 пожертвовал 10 тыс. руб. на постройку Покровской церкви, которую горожане называли “Перцевской”. За значительные пожертвования в пользу училища был награжден орденом Св. Анны 3-й степени, орденом Св. Станислава 2-й степени.
ОДИГИТРИЕВСКИЙ ЖЕНСКИЙ МОНАСТЫРЬ

 Идея создания женского монастыря принадлежала Анне Максимовне Полежаевой (см. Агния). Ее поддержала Оренбургская духовная консистория и Челябинская городская дума. 
Полежаева начала свою деятельность по организации в Челябинске женского монастыря в 1848 году. 13 декабря 1849 городская дума приняла решение об отводе 5 десятин земли под будущий Одигитриевский женский монастырь.
Земля была выделена на правом берегу р. Миасс, возле восточной стороны ограды загородной кладбищенской церкви. Для обеспечения будущего монастыря Оренбургское губернское  правление весной 1851 выделило 50 десятин казачьих земель, из расчета 3 коп. серебром за квадратную сажень. Первоначально  сестры поселились в небольшом доме из 4 комнат, купленныъх за 143 руб. серебром в центре города. Содержали себя самостоятельно: ткали, вышивали шелком, оправляли иконы фольгой, вырезали бумажные цветы. Период становления общины был трудным. Серьезную помощь в это время сестрам оказали алабужские купцы братья  Стахеевы, пожертвовавшие общине 2800 руб. 23 февраля 1854 Николай I по докладу Святейшего Синода утвердил в Челябинске женскую общину под названием Одигитриевская, Богородичная. И только в февраля 1861 (по другим данным в 1862) община была преобразована в монастырь. 
Одной из первых в монахини была пострижена настоятельница общины Полежаева (в монашестве Агния). Она же стала и первой игуменьей монастыря.
       Сперва сестры за неимением собственной общинной церкви посещали богослужения в Христорождественском соборе, позднее служба для них отправлялась в загородной кладбищенской церкви. 
Одигитриевский женский монастырь, 1863 г. 
Открытка издательства "Крокус, 2005
В 1859 началось строительство Одигитриевской церкви. 1 нояб. 1860 над храмом поднялись кресты и колокола, но освящена она была только в 1863.  Первоначально церковь была 1-этажной, прямоугольной в плане, с приделами во имя св. Антония и Феодосия Печерских. 
Позже был надстроен 2-й этаж и 4-гранная шатровая колокольня, возвышавшаяся над объемом притвора, освящённая в честь Смоленской Божией Матери Одигитрии, что дало основание называть эту церковь также Смоленской. 
    Здание было кирпичным, оштукатуренным. Декоративно акцентировался западный фасад, стены которого были расчленены на 1-м этаже рустованными лопатками, на 2-м спаренными полуколоннами. Оформление полуколоннами имели фланги фасадов. 
 На всем протяжении фасадов арочные окна 2-го этажа были декорированы наличниками. Шатровая колокольня венчала центральный объем храма, основание шатра украшали кокошники. 
  В 1861 челябинский мещанин П. Ильиных предложил сестрам построить часовню. На территории общины уже стояла небольшая часовня, и строительство новой было решено перенести на общинный хутор. Челябинцы приняли активное участие в строительстве, и вместо предполагаемой часовни на монастырском хуторе был возведен храм во имя Св. Николая. В мае 1864 храм освятили.  
Вознесенская монастырская церковь.
Акварель  Ю.П. Данилова
  Церковь во имя Вознесения Господня с левым приделом в честь апостола Петра и Павла была заложена в 1886. Освящена в 1890 году. Здание крестово-купольное с 5 куполами, центральный из которых был поднят на мощном 8-гранном световом барабане. Малые купола также находились на глухих 8-гранных высоких барабанах. Входы-порталы церкви были расположены на центральных осях западного, северного и южного фасадов. Наружные стены декорировались кокошниками. Церковь имела высокие арочные окна. С 1902 храм внутри был окрашен масляной краской.
 С 1881 в церкви хранилась икона Иверской Божией Матери, привезённая с Афона; по заказу городских жителей (семей Колбиных и Агровых) монастырскими живописцами были выполнены 4 большие иконы (1902); из Киево-Печерской лавры привезена копия иконы Успения Божией Матери, вложенная в золоченый круг с сиянием и рельефными изображениями Бога Отца и Святого Духа и 2 ангелов. Икона была установлена над Царскими вратами.
Перед революцией Одигитриевский женский  монастырь имел крупное хозяйство: пахотной земли насчитывалось 910 десятин, луговой – 44, лесных угодий – 317 десятин.  Имелась мясная лавка, которая сдавалась в аренду. При монастыре работало несколько мастерских. В нем жили 355 монахинь. 
Доходы Одигитриевского женского монастыря за 1917 составили 65 617 руб. Это позволило содержать монастырский приют, в котором жили 25 человек. О духовной значимости монастыря говорят нижеследующие  факты. По ходатайству игуменьи Рафаилы в 1881 с Афона сюда была перенесена чудотворная икона Иверской Божией Матери. В 1902 митрополит Киевский и Печерский преподнес в дар Одигитриевского женского монастыря св. мощи Святого Симеона и мученика Кукши. Через месяц после восстановления Советской власти в Челябинске на заседании губревкома был поднят вопрос о судьбе монастыря. Пытаясь спасти его от ликвидации, монахини объявили  монастырь трудовой демократической артелью. В отдел юстиции было направлено прошение о регистрации. Однако предложенный компромисс новую власть не устроил. Монахини и “ряд местного контрреволюционного элемента” были обвинены в контрреволюционном заговоре, и в ночь на 23 марта часть из них вместе с игуменьей Анастасией подверглись аресту. Оставшиеся, кроме престарелых, были направлены в концентрационный лагерь. Монастырь закрылся постановлением Президиума Челябинского губисполкома 23 марта 1921.





Акварель Ю.П.Данилова
Открытки  "Челябинск - уездный город" Издательство "Крокус", 2005